Потеря слуха у детей
Научиться слышать и слушать
Для того чтобы лучше понимать природу потери слуха, важно иметь представление о том, как ребенок учится слышать и слушать и каковы основные этапы коммуникативного развития ребенка.
После появления на свет новорожденный слышит так же, как и взрослый человек, но малышу нужно научиться использовать слух, для того чтобы произошло формирование основ коммуникативных навыков. Детям необходимо постоянно слышать речь на родном языке — так возникают ассоциативные связи между определенными сочетаниями звуков и словами. Они учатся слушать и воспринимать мир ассоциируя звук с предметом, будь то звук текущей воды в ванной или нежная колыбельная перед сном.
Локализация звука
Один из самых ранних и простых слуховых навыков, развитие которых можно наблюдать у ребенка, — это локализация звука, то есть способность определять расположение источника звука в пространстве. Поскольку мы слышим двумя ушами одновременно (бинаурально), мы способны локализовать звуки с высокой точностью.
Наблюдение за развитием у ребенка способности к локализации звука
Обычно новорожденные начинают двигаться или шире раскрывают глаза, когда слышат громкий звук. Такое поведение называется «стартл-рефлексом», и многие громкие звуки должны вызывать такую реакцию. Когда вашему ребенку исполнится пять или шесть месяцев, можно наблюдать истинную реакцию локализации в ответ на тихие звуки, источник которых находится позади или сбоку от ребенка. При этом ребенок должен смотреть прямо перед собой. В ответ на тихий звук погремушки или шепот ребенок должен повернуть голову в направлении звука. Очень важно определить, насколько чутко малыш реагирует на тихие звуки (например, произносимый звук «с»).
Этапы развития речевых и языковых навыков
9 месяцев: ребенок демонстрирует понимание простых слов, таких как «мама», «папа», «нет», «до свидания».
10 месяцев: гуление должно быть «речеподобным» и состоять из отдельных слогов («да-да-дада»). Приблизительно в это время дети начинают произносить первые узнаваемые слова.
1 год: ребенок произносит одно или более слов.
18 месяцев: ребенок понимает простые фразы, приносит знакомые предметы в ответ на просьбу (без сопроводительных жестов) и может показать части тела. Активный словарный запас ребенка составляет от 20 до 50 слов, он использует простые фразы («не надо», «уйди», «мама встала»).
24 месяца: активный словарный запас насчитывает не менее 150 слов; кроме того, ребенок начинает говорить простыми предложениями из двух слов. Его речь должна быть понятна взрослым, которые не общаются с ним каждый день.
От 3 до 5 лет: ребенок постоянно пользуется устной речью для выражения своих потребностей и эмоций, а также передачи и получения информации. Ребенок дошкольного возраста должен понимать устную речь почти идеально. Активный словарный запас возрастает от 1000 до 2000 слов, связываемых в сложные и осмысленные предложения. К концу этого этапа развития малыш должен говорить четко и понятно.
Если вы заметите, что ваш ребенок проходит какие-либо из этих этапов с задержкой приблизительно на три месяца, рекомендуется проверить его слух, обратившись к специалисту-сурдологу.
Признаки потери слуха
Всегда обращайте внимание на ситуации, когда ваш ребенок не реагирует на звук адекватно, поскольку это может быть признаком потери слуха. Легкие формы нарушения слуха, включая одностороннюю тугоухость, бывает сложно распознать. Важно помнить о том, что даже легкие формы потери слуха могут негативно отражаться на способности ребенка к обучению через слуховое восприятие.
Наиболее значимый признак возможной тугоухости — задержка речевого и языкового развития. О нарушении слуха может свидетельствовать следующее:
- Ребенок не замечает человека, который говорит, но находится вне поля его зрения, особенно при наличии нескольких отвлекающих факторов.
- Ребенок выглядит напуганным или сильно удивленным, когда осознает, что назвали его имя, независимо от уровня шума.
- Ребенок садится близко к телевизору, когда уровень звука для других членов семьи достаточен.
- Ребенок включает телевизор или стереосистему на слишком большую громкость.
- Ребенок не реагирует на звук голоса по телефону и/или все время меняет ухо.
- Ребенок не реагирует на громкие звуки.
- Если ребенок достиг школьного возраста, то, даже при лёгкой степени нарушения слуха, в школе у него могут возникать проблемы с концентрацией внимания, поведением, а также проблемы социального плана.
Причины потери слуха
Потеря слуха может быть врожденной (т. е. присутствовать уже при рождении) либо приобретенной (т. е. появиться после рождения). Приблизительно 50 % всех случаев врожденной потери слуха обусловлены генетическими факторами. 1 Помимо наследственных причин, ее могут вызывать внутриутробные инфекции, а также патологии при рождении. Тугоухость также может возникать после рождения — например, в результате заболевания, патологического состояния или травмы. Если вы ищите причину потери слуха у ребенка, лучше всего обратиться к лечащему врачу.
Типы потери слуха
Кондуктивная тугоухость
Потеря слуха, вызванная нарушениями в наружном или среднем ухе, называется кондуктивной тугоухостью. При кондуктивной тугоухости внутреннее ухо функционирует нормально, тогда как в наружном или среднем ухе имеется препятствие нормальному проведению звука. У детей кондуктивная тугоухость обычно носит временный характер и поддается лечению. В этом случае звуки извне воспринимаются как более тихие, тогда как собственный голос кажется слишком громким.
Распространенные причины кондуктивной тугоухости
Ушные инфекции (средний отит)
– Инфекции в среднем ухе – наиболее распространенная причина кондуктивной тугоухости у детей. Большинство людей хотя бы раз переносят инфекционное заболевание уха в детстве.
Ушная сера (серные пробки)
– Ушная сера может образовывать в слуховом канале серную пробку, не позволяя звуковым волнам достигать барабанной перепонки. Избыточное скопление ушной серы можно размягчить специальными каплями и смыть, его также может удалить врач или другой квалифицированный специалист. Для удаления сгустков ушной серы никогда не следует использовать ватные палочки, поскольку ими можно протолкнуть пробку глубже в слуховой канал, а при слишком глубоком проникновении они могут порвать барабанную перепонку.
Ухо пловца (наружный отит): еще одно распространенное заболевание наружного уха называется «ухом пловца». Это болезненное бактериальное воспаление возникает, когда в слуховом проходе остается вода после купания или плавания. Это может привести к отеку слухового прохода, в результате чего развивается временная потеря слуха.
Нейросенсорная тугоухость
Повреждение внутреннего уха называется нейросенсорной тугоухостью. Оно вызвано дисфункцией улитки (т. е. сенсорного аппарата) или слухового нерва, идущего к головному мозгу, и часто присутствует уже с рождения. Она также может развиваться в результате постоянного воздействия громкой музыки, шума или ототоксичных лекарственных препаратов. Нейросенсорная тугоухость является необратимым нарушением и не поддается ни медикаментозному, ни хирургическому лечению. В большинстве случаев могут помочь слуховые аппараты или кохлеарные импланты.
Потеря слуха от воздействия шума (ПСВШ) — это единственный тип потери слуха, который можно полностью предотвратить. Слишком громкие звуки могут причинять вред даже при кратковременнои воздействии. Тем более они опасны, когда слух подвержен им в течение длительного времени. Важно ограждать ребенка от вредного воздействия шума — снижая по возможности его уровень, используя защитные средства или избегая зон воздействия сильного шума.
Смешанная тугоухость
Иногда в результате действия нескольких факторов, затрагивающих как наружное или среднее ухо, так и внутреннее ухо (улитку), возникает смешанная тугоухость.