Пифагор Самосский (570-490), живший в VI-V вв. до н.э. - древнегреческий мыслитель, религиозный и политический деятель.
Пифагор первым в истории медицины обратил внимание не только на больного, но и на здорового человека, считая здоровье гармонией всех элементов человеческого организма, связанных с проявлением духовной и телесной жизни.
Пифагор справедливо полагал, что здоровье – гармония всех элементов человеческого организма, сочетание разнообразных и противоречивых качеств, связанных с проявлениями и духовной, и телесной жизни. «Чтобы достигнуть идеала, человек должен достигнуть трех совершенств: осуществить истину в разуме, праведность в душе, чистоту в теле. Мудрая гигиена и разумная воздержанность должны поддерживать телесную чистоту. Чистота – это не цель, а средство. Всякое телесное излишество оставляет следы и как бы загрязняет астральное тело, живой организм души; а, следовательно, страдает и дух».
На пути сохранения здоровья для исцеления тела Пифагор советовал бороться со страдательными состояниями души: гневом, заносчивостью, тщеславием, унынием, скаредностью, трусостью, алчностью, насильственной похотью и духовной леностью. Искоренение этих страстей исцеляет от страданий не только душу, но и тело.
Путь к здоровой жизни Пифагор рекомендовал начинать с правильного питания. Любой продукт питания, по мнению Пифагора, порождает свойственное лишь этому продукту состояние души, поэтому нельзя есть пищу, во-первых, чуждую богам, во-вторых, пищу, которая считалась священной. К первой группе относилось, в частности, мясо, а также вино (впрочем, и то, и другое Пифагор все-таки разрешал потреблять ученикам в ограниченных количествах), ко второй - мальва, считавшаяся первым вестником тяготения небесного к земному и использовавшаяся Пифагором при длительном уединении и медитациях, и бобы. Пифагор, не рекомендовал, есть пищу, которая мешает чистоте души и ясности сновидений. В античном мире это прежде всего относилось к мясным продуктам. Пифагор настоятельно рекомендовал не есть мяса городским чиновникам накануне рабочего дня и, особенно, судьям накануне судебных разбирательств. Вареную пищу Пифагор не советовал жарить, так как считал недопустимым смешивать свойство мягкости, присущее вареному, со свойством гнева (огня), присущим жареному.
Пифагор предупреждал строго об одном – о необходимости соблюдать умеренность в еде и питье.